Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Расстановки по Хеллингеру - шаманское мракобесие
SHARICДата: Воскресенье, 21.01.2024, 16:44 | Сообщение # 1
Интерн
Группа: Администраторы
Сообщений: 37
Репутация: 1500
Статус: Offline
Рынок психологических услуг на пространстве бывшего СССР пестр и никем и никак не регулируем. В силу ряда причин в России еще и крайне низкий уровень вузовского и послевузовского обучения психологов, плюс (точнее, дополнительный минус) к этому в «душепомогающей» отрасли беспрепятственно могут работать лица, вообще не имеющие сколько-нибудь серьезной профессиональной подготовки по психологии и психотерапии. Весь описанный «букет» факторов приводит к бурному цветению лженаучных и буквально шаманских подходов к психологической помощи, что напоминает бум увлечения БАДами («биологически активные добавки»). Все хвалят, всем интересно и очень доступно. А результаты – кто о них задумывается, когда процесс так интересен и занимателен?!

Именно шаманским (без кавычек) является и метод так называемых семейных расстановок немецкого психотерапевта Берта Хеллингера. Другими словами, не более чем психоБАД, пустышка-панацея для всех и каждого.


Чревовещатель
 
SHARICДата: Воскресенье, 21.01.2024, 16:45 | Сообщение # 2
Интерн
Группа: Администраторы
Сообщений: 37
Репутация: 1500
Статус: Offline
Чтобы понять автора этой психопустышки, рассмотрим извилистый и авантюрный путь Хеллингера от солдата вермахта Третьего рейха до католического священника, от священника – к психоаналитику, а от психоаналитика – к пророку. История Хеллингера и его концепции Анализируя любую научную школу, культурное течение, социальный тренд или лженауку, необходимо уделять особенное внимание первоисточнику, отправной точке, лицу, которое создало импульс, благодаря которому появился «новый эффективный метод». Очень часто специалисты и обыватели берут на вооружение те или иные подходы, мало интересуясь, кто их создал и как происходило создание продукта или услуги.
И если в сфере материальных товаров мы крайне заинтересованы техническими характеристиками, качеством сборки, комплектующими и сервисным обслуживанием, то в области идей или обещаний фантастических результатов мы не такие придирчивые. Слишком многое не замечаем или не хотим замечать.
Согласитесь, было бы странным, если бы зубным врачом оказался сапожник без медицинского диплома, а сиделкой с детьми – рецидивисткауголовница!
Биография Берта Хеллингера увлекательна и интересна. Именно изучение фактов из его биографии лишний раз убедило авторов данной статьи в том, что «расстановки» – ни что иное, как «психоБАД» и лженаучное течение во главе с основателем, который увлечен идеями Гитлера и Третьего рейха.
Антон Хеллингер (Берт – это кличка, полученная им в католическом ордене, от сокращенного духовного имени католического святого – Suitbert) родился в 1925 г. в германской католической семье1. Обучение проходил в католическом монастырском интернате. В юности смог избежать вступления в гитлерюгенд, но в 1942 г. был призван в вермахт и участвовал в боевых действиях на Западном фронте. Был пленен в 1945 г., совершил побег из лагеря заключенных в Бельгии, вернулся в Германию. Вступил в австрийский католический орден в г. Лор-на-Майне (Missionary Order of Mariannhill: религиозные обеты бедности, целомудрия и послушания) и изучал католическую теологию с философией в Университете Вюрцбурга (один из старейших университетов Европы).
По окончании учебы в 1952 г. отправлен служить в миссионерскую школу в Южной Африке (территория племен зулусов). Работая в Южной Африке (провинция Наталь), он получал дополнительно образование и стал бакалавром гуманитарных наук с дипломом, дающим право на преподавание в миссионерской школе. В процессе обучения Хеллингер попал под влияние англиканской церкви и активно участвовал в ее программах работы с местным населением. Программы включали в себя применение методов психодинамики, что подтолкнуло впоследствии Хеллингера к обучению психоанализу.
В процессе своей «школьной карьеры» Хеллингер стал немного говорить по-зулусски, а также активно принимал участие в шаманских ритуалах2. Это в дальнейшем привело к тому, что он стал понимать их особый взгляд (это концептуально отобразилось в основах его учения) на мир и сначала вышел из ордена, а потом уже и сложил свой сан священника в 1968 г.
Сняв сан и выйдя из ордена, Хеллингер был освобожден от религиозных обетов. Он познакомился с девушкой Гертой, которая стала его невестой. В 1970 г. они уехали в Германию, где и обвенчались. После свадьбы молодожены перебрались в Вену, где Хеллингер прошел обучение набирающему моду психоанализу (классический курс в Венской ассоциации психоанализа, которая впоследствии не признала в нем психоаналитика из-за его увлечений «первичной терапией», которая противоречила психоанализу).
Герта активно помогает Хеллингеру вести психотерапевтические группы и давать консультации во время незаконченного обучения.
Увлекаясь психоанализом, но приостановив обучение в Вене в 1973 г., Хеллингер переехал в США для 9-месячного обучения у Артура Янова (американский психолог и психотерапевт, автор теории «первичной терапии»). Особенно сильное влияние на Хеллингера оказали труды Эрика Берна, Милтона Эриксона, Фрэнка Фаррелли (основателя «провокативной терапии») и популярный в то время трансакционный анализ3. Закончить свое обучение Хеллингер смог в Мюнхенской ассоциации психоанализа, где был зарегистрирован в качестве практикующего психоаналитика. Затем Хеллингер проходит обучение НЛП и семейной терапии.
Долгое время Хеллингер пишет книги, но не находит издателей. Его первая не-изданная книга была посвящена входящему в моду НЛП.
На основании семейной терапии, психоанализа, НЛП, провокативной терапии и своего 16-летнего опыта работы с зулусскими племенами и их шаманами Берт Хеллингер в начале 1980-х стал формировать свой «научный подход», который впоследствии получил название «системные семейные расстановки». Для этого Берт вступил в Немецкое общество семейных терапевтов, где сформировал ядро поклонников его идей и методов. Однако на тот момент он не проводит учебных программ и не издает книг.
Популярность и известность нового «психологического БАДа» стала расти лишь после успеха первой изданной книги.
В 1993 г. Хеллингер (ему было 68 лет) согласился обобщить свои записанные семинары и наработки по расстановкам и выпустить книгу под названием «Два рода счастья: cистемная психотерапия Берта Хеллингера», которая принесла ему известность и популярность. На данный момент он является автором и соавтором более 30 книг.
После издания книги Берт Хеллингер стал очень популярным и создал ассоциацию по семейным расстановкам, собирал аудитории по сотне участников и активно работал с поклонниками в разных странах. Большое влияние на работы последнего десятилетия Хеллингера оказала его вторая жена Мари София Хеллингер-Эрдоди.
Мари Софи Хеллингер была директором департамента психологии в Центре китайской медицины и аюрведы в течение 14 лет4. Ее методы работы включают в себя гипнотерапию, НЛП, даосскую медицину и цветовую терапию. Обручилась в 2003 г. и стала вторым человеком в группе поклонников «расстановок Хеллингера».
Новое лженаучное течение, по мере распространения, собирает огромное количество критики со стороны научного сообщества, происходит разделение поклонников по двум направлениям (в 2004 г.): «классические расстановки» и «новые расстановки». Первые отказываются от апгрейда Хеллингером его методов и максимально дистанцируются от своего основателя, который неожиданно стал судиться со своими учениками и запрещать им применять свои методики (начиная с 2007 г.)5 .
В 2007 г. Хеллингер основал собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia, где он стал с новой женой обучать «новым расстановкам». В формулу устаревшего БАДа со смесью психоанализа, НЛП, семейной терапии и шаманства прибавились программы по энергетической работе (energy work). Эти обновленные методики повысили популярность четы Хеллингеров в испано-говорящих странах. Изза конфликтов с «классиками» в 2008 - 2009 годах на «новых» семинарах они уже практически не присутствуют, а их места заняли восторженные представители Нью-Эйджа и эзотерики.
С 2008 года Хеллингер запретил использовать свое имя центрам и ассоциациям поклонников «расстановок», которые не заключили с ним специальное соглашение об отчислениях.
«Классиков» в России – около тысячи, а «новых» – несколько десятков. Всего в мире не более 3 тыс. «терапевтов-расстановщиков»6 .
Создав свой «психологический БАД» с использованием научной терминологии и мешанины различных подходов и методов для придания научности и авторитетности, как и большинство других зачинателей деструктивных культов и лжеучений, Хеллингер не смог пойти дальше и сформировать свой замкнутый культ, где бы все его поклонники жестко контролировались и управлялись.
Это не помешало Хеллингеру прославиться странными высказываниями, откровениями и требованиями к своим последователям. Мало кто из «семейных» расстановщиков вам расскажет, что:
• Хеллингер написал письмо-стих Гитлеру, где призывает найти в себе кусочек Гитлера и уважать это7. Параллельно Хеллингер сменил место жительства, переехав на некоторое время в 2004 г. в «Малый кабинет Гитлера» (помещение одной из канцелярий Гитлера в баварском Штанггассе, где фюрер любил работать)8 .
• В ряде своих расстановок в Германии Хеллингер высказывается, что «в войсках СС было много порядочных людей, большинство которых не могли противостоять движению, в котором состояли»9 .
• Жена Хеллингера Мари Софи открыла совместный бизнес – «SPA-центр» в соляной шахте горы Оберзальцберге10. Данное место считается «местом силы» у эзотериков Европы.
• Хеллингер относится к инцесту как к проявлению любви в семье и средству балансирования семейных отношений. Хеллингер также настаивает, что привлечение виновного в инцесте к ответственности скорее вредит, чем помогает жертве справиться с последствиями11 .
• Хеллингер имеет «необычные взгляды» на насилие, аборты, современные технологии зачатия, трансплантацию органов и др. Например, причиной рака молочной железы он называет несправедливое отношение к прошлым партнерам мужского пола, а причиной гомосексуализма указывает то, что мальчик берет на себя чувства умершей сестры, когда нет ни одной женщины в семье, чтобы это сделать12 .
• В 2009 г. часть «расстановщиков на конференции в Вене выразили обеспокоенность, что в «развитии работ Хеллингеров появилась последовательная и усиливающаяся тенденция к использованию методов манипуляции массами, подобных тем, которые практиковались религиозными сектами, а также тоталитарными и фашистскими режимами и организациями. Мы полагаем, что в последние годы некоторые из методов и теорий, развитых и используемых Бертом и Софи Хеллингер, и некоторые из заявлений, сделанных ими, ранят и приносят вред»13 .
• Немецкое общество по системной терапии и семейной терапии (DGSF) считает методы Хеллингера «неэтичными и опасными для тех, кто ими занимается»14. Еще ряд ассоциаций также выражает несогласие с методиками Хеллингера и обеспокоенность его подходом к клиентам15 .
• В Севилье, Испания (октябрь 2006 г.), Мари Софи Хеллингер называла Хеллингера пророком перед массовой аудиторией16 .
• В Буэнос-Айресе, Аргентина (август 2007 г.) супруги Хеллингер утверждали, что понимание приходит к Хеллингеру непосредственно от Бога17 .
• В Мексике (февраль 2008 г.) в группах людей просили громко повторять слова «Да! Да! Да!» или лозунги «Да, мама!»/«Да, папа!», при этом подняв руку. Сначала этот жест предписывалось делать, сжав ладонь в кулак, но потом – так же с вытянутыми вперед пальцами, как в приветствии «Хайль Гитлер»18 .
• В Германии Хеллингер не может заниматься профессиональной психотерапией по умолчанию, поскольку он просто не имеет для этого никаких законных оснований (нет ни образования, ни, соответственно, лицензии), а проводить «системные расстановки» с верующими в этот метод никто, естественно, не запрещает в свободном рыночном государстве. Но многие представители профессиональной системной психотерапии в Германии через суд запретили упоминать их в связке с Хеллингером19 .
• Нет ни одного независимого научного исследования, подтверждающего эффективность метода семейных расстановок.
Последнее журналистское расследование в Германии, проведенное Андреа Моцеллин в 2004 г., не смогло отнести «методы семейных системных расстановок» к научно-авторитетной терапии20 .
• В Германии выпущено шесть книг об опасности и деструктивных признаках движений, использующих методы системных расстановок21 .
Этот список можно продолжать очень долго, но давайте подумаем, чем подкупает публику Берт Хеллингер.

Причины успеха у публики и недопрофессионалов

На чем основывается популярность «расстановок» у «душеведов» разной квалификации, а также у публики, стремящейся на эти действа?
1. На простоте и нетрудоемкости: клиенту абсолютно ни в каком отношении напрягаться не приходится, и ведущему потеть не над чем, кроме как над мастерством шоуменаимпровизатора. В обыденном языке подобные модели поведения называются ленью и халтурой. Предвидим бурное возмущение обеих задетых сторон и точно не ждем добровольного признания названных грехов.
2. На неопределенности задач и неопределенности результатов. Нам опять же могут гневно возразить, что и проблемы конкретные ставятся, и результаты поражают своей очевидностью. Но сравните, к примеру, две формулировки: «Я хочу улучшить отношения со своими близкими» и «Я хочу, чтобы в результате расстановки я приобрела такие-то и такие-то навыки поведения и коммуникации, которые позволили бы в течение месяца выйти из депрессии и избегать ее в дальнейшем». Если нам ответят, что расстановки не решают таких банальных задач, то этим лишь подкрепят нашу позицию: даже в сказках формулировки вроде «пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что» являются лишь приемами издевательства над героями, а решение всегда предметно и осязаемо.
3. На легкости манипулирования интерпретациями как со стороны ведущих, так и со стороны клиентов. При формулировке расплывчатых и задач, и результатов срабатывает «эффект гороскопа» – человек невольно вписывает в мутные рамки четкие личные картинки и начинает восторженно принимать этот самообман за потрясающее проникновение в глубины его жизни.
4. На общности мифологии обыденного сознания, социальных стереотипов и эмоциональной динамики. Среднестатистические представления о жизни, отношениях и поведении людей практически одинаковы у большинства людей – как и сами отношения и поведение на деле. Запустить и разыграть на этой основе эмоциональное действо ничего не стоит, и никакое мистическое «знающее поле» за этим не стоит.
5. На общем базисе невежества и некритичности. Ведущие расстановок и их клиенты, скорее всего, не читали про феномен фальшивой памяти, когда люди уверенно вспоминают то, что никогда не происходило или что относится к тому их возрасту, в котором они объективно не могут ничего помнить. В расстановках же принимаются за чистую монету любые «вспоминания» о чем угодно.
Резюмируем: «расстановщики» без зазрения совести игнорируют не то что какие-то малодоступные новейшие научные данные, а давно и хорошо экспериментально изученные социально-психологические и когнитивные явления и механизмы, которые позволяют дать гораздо более приземленные и подкрепленные научными аргументами и фактами объяснения расстановочным спектаклям и впечатлениям их действующих лиц.
В расстановках присутствует немало факторов, способствующих довольно сильному воздействию на неподготовленных и верующих – другого определения и не подберешь – клиентов. В первую очередь это присутствие других людей, их эмоциональное и ритуальное соучастие, телесный контакт – в таких условиях многие становятся доверчивыми и манипулируемыми до такой степени, что и продавцы БАДов позавидуют. Во-вторых, ведущим излагается и внушается красивая мифология как бы научной концепции, которая никем не оспаривается.
В-третьих, эта мифология тут же проигрывается в телах и лицах, отчего приобретает в субъективном восприятии статус вживую осязаемой истины, а редко доступные в обычной жизни и умело подогретые эмоции цементируют фундамент рыночного успеха расстановочного лохотрона.
Тут можно было бы и поставить точку, но мы хотим уточнить, что определенная польза для некоторых участников расстановок может и случаться время от времени – размышления и эмоциональные погружения в анализ человеческих отношений, даже в мифическом контексте, способны наталкивать людей на разумные и конструктивные выводы. Но такие исходы в расстановках – случайные исключения, правило же – внушение и поддержание ложных представлений и о себе, и об окружающих, и о мире и материальный успех ведущих…
Если вам неожиданно помогла/или не навредила та или иная психопустышка, то нужно понимать, что ваша игра в «русскую рулетку» удалась, но до следующего нажатия на курок.

Послесловие о том, в чем разбирается каждый

Есть две сферы жизни, в которых считает себя компетентным почти любой человек. Это психология и политика. И не случайно именно в этих сферах большие группы малопросвещенных потребителей так легко выбирают себе в наставники или руководители буквально сказочников-проходимцев, а не лучших профессионалов, которые предлагают для решения проблем нудную, трудную и длительную кропотливую работу. Избиратели и страждущие клиенты во всех странах мира предпочитают те средства, что выглядят как быстрое, легкое и понятное лекарство от душевных и социально-экономических болячек, и тех гуру, которые сулят простые и «скорострельные» рецепты исцеления. Расстановки по Б. Хеллингеру – это такое же ложное средство психологического развития, как и мыльные пузыри ничем не обеспеченных акций и политических амбиций – средство экономического роста и развития государства. На коротком временном отрезке наркотические инъекции мифов и самообманов могут создать иллюзию успеха, но по прошествии месяцев и лет начинается ломка, а ситуация оказывается только хуже и сложнее.
Мы попробовали визуализировать в онтокарте (онтологической сетевой модели) принципиальную конструкцию той ловушки заблуждений, которую эксплуатируют Хеллингеры и куда век за веком идут очарованные и некритические клиенты (рис).
В данной модели псевдопсихотерапевта можно заменить на политика, а клиента – на избирателя, сама онтологическая схема спайки обмана и самообмана останется в целом такой же. Может ли и готова ли современная психотерапия взяться за исцеление людей от прозябания в этом замкнутом круге невежества?


Чревовещатель
 
SHARICДата: Воскресенье, 21.01.2024, 16:45 | Сообщение # 3
Интерн
Группа: Администраторы
Сообщений: 37
Репутация: 1500
Статус: Offline
Статейки:

1 Биография Хеллингера в немецкой Wikipedia: http://de.wikipedia.org/wiki/Bert_Hellinger
2 «Bert Hellinger's controversial therapy by Herman Nimis» the Dutch antifascist magazine Alert!, issues 12005 & 22005: http://afa.home.xs4all.nl/alert/engels/hellinger_e.html
3 Биография Хеллингера в немецкой Wikipedia: http://de.wikipedia.org/wiki/Bert_Hellinger
4 Краткая биография на сайте «New constellations» (сайт от «Hellinger sciencia») http://www.nuevasconstelaciones.com/en/bertsophiehellinger.htm или альтернативная ссылка
http://www.thesolutionsgroup.net/Trainin....er.html
5 «Берт Хеллингер и семейные расстановки» http://skepdic.ru/bertxellingerisemejnyerasstanovki/
6 «Bert Hellinger's controversial therapy by Herman Nimis» the Dutch antifascist magazine Alert!, issues 12005 & 22005: http://afa.home.xs4all.nl/alert/engels/hellinger_e.html
7 Берт Хеллингер «Gottesgedanken», с. 247, Издательство Kosel, 2004 г. ISBN 3466306566, 9783466306565
8 «Hellinger in der Reichskanzlei» http://www.agpf.de/Hellinger+Reichskanzlei.htm
9 «Bert Hellinger's controversial therapy by Herman Nimis» the Dutch antifascist magazine Alert!, issues 12005 & 22005: http://afa.home.xs4all.nl/alert/engels/hellinger_e.html
Е.Н. Волков, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет);
М.В. Вершинин, Поволжская государственная социально/гуманитарная академия, г. Самара
10 «Hellingers «Heilstollen»» http://www.agpf.de/HellingersGewerbe.htm#Heilstollen
11 Интервью с Хеллингером в: Weber, Gunthard (Hrsg.): «Zweierlei Gluck: Die Systemische Psychotherapie Bert Hellingers», Heidelberg 2001 (http://www.vachss.de/mission/berichter/stattung/hellinger.html) и цитата из книги «Love's hidden symmetry: what makes love work in relationships by Bert Hellinger, Gunthard Weber, Hunter Beaumont» с. 124
(http://books.google.ru/books?i....f=false)
12 Там же.
13 Перевод «Заявление еврейских расстановщиков» http://www.constellations.ru/discussion/166.html
14 Заявления DGSF «Gefahrliche Methode oder nutzliche Therapie – Familienaufstellen nach Hellinger» http://www.dgsf.org/presse/pressemitteilungen/Folder.200408
31.3952403949/gefaehrlichemethodeodernuetzlichetherapiefamilienaufstellennachhellinger/ и «Stellungnahme der DGSF zum Thema Familienaufstellungen»
http://www.dgsf.org/themen/berufspolitik/hellinger.htm
15 Заявления Systemischen Gesellschaft http://www.systemischegesellschaft.de/presse.....i_id=24 и Familienaufstellung nach Virginia Satir http://www.familien
systeme.de/familienaufstellung/stellungnahmezuhellinger/index.html
16 Перевод «Заявление еврейских расстановщиков»: http://www.constellations.ru/discussion/166.html
17 Там же.
18 Там же.
19 «Чуток про Хеллингера и расстановки»: http://chetvericov.ru/zametki/chutokproxellingerairasstanovki
20 «Hellingers Verfahren ist reiner Humbug» http://www.agpf.de/Hellinger.htm#Humbug
21 Список шести книг, изданных в Германии, с критикой Хеллингера (Werner Haas «Familienstellen  Therapie oder Okkultismus? Das Familienstellen nach Hellinger kritisch
beleuchtet»; Colin Goldner «Der Wille zum Schicksal. Die Heilslehre des Bert Hellinger»; Studentischer Sprecherrat der Universitat Munchen (Hrsg.) «Niemand kann seinem Schicksal
entgehen…:Kritik an Weltbild und Methode des Bert Hellinger»; Claudia Barth «Uber alles in der Welt – Esoterik und Leitkultur Eine Einfuhrung in die Kritik irrationaler
Welterklarungen»; Elisabeth Reuter «GehirnWasche. Macht und Willkur in der systemischen Psychotherapie nach Bert Hellinger»; Wilfried Nelles «Die HellingerKotroverse. Fakten,
Hintergrunde, Klarstellungen») http://www.agpf.de/Hellinger.htm#Buch1
22 Воображариум «доктора» Хеллингера: http://www.psyh.ru/rubric/3/articles/1721/


Чревовещатель
 
SHARICДата: Воскресенье, 21.01.2024, 16:46 | Сообщение # 4
Интерн
Группа: Администраторы
Сообщений: 37
Репутация: 1500
Статус: Offline
Поверхностная «психотерапия» для скучающих или заработок для «гуру»? Что вы подумаете о психотерапевте, который скажет вам, что вы не можете найти взаимопонимание со своим ребенком потому, что ваша бабушка делала аборты? А лишний вес у вас потому, что прабабушка умерла в блокаду? А экзамен на право вождения автотранспорта в ГИБДД вы никак не можете сдать по простой причине: ваша троюродная тетя, которую вы знали только по имени и никогда не видели, погибла в автокатастрофе… «Он специалист, он лучше знает»? Добро пожаловать на семейные расстановки по Берту Хеллингеру!

Чем опасен блеф в психологии и психотерапииПокерный термин «блеф» – хорошая мина при плохой игре – вызывает негативные чувства, когда оказывается применимым к науке. Можно верить или не верить религиозным деятелям, мистикам, эзотерикам – но авторитет науки в глазах людей слишком высок. И когда в Интернете (впрочем, и задолго до эпохи Интернета) появляется очередная «научная сенсация» вроде находки скелетов гигантов в Индии весной 2007 года – люди закономерно ощущают разочарование, узнав, что Национальное географическое общество никаких гигантов знать не знает, а фотошоп может многое… Обидно, конечно, что нет археологического открытия, нет научного чуда. Но ведь авторитет настоящих археологов не пострадал. Да и никто не пострадал – вздохнули, посмеялись…
Но когда речь идет не о мертвых гигантах, а о живых людях – то есть, мыльным пузырем оказывается то, что непосредственно их касается и оказывает на них воздействие… Это уже не шутка (гигантов-то с натяжкой можно было принять за шутку) – это почти преступление.
Психолог и психотерапевт, использующие непроверенные, ненаучные методы работы, просто опасны. Хотя бы потому, что не могут предсказать последствий своей работы для каждой конкретной личности.
Но еще интереснее становится, когда неким методом гордо размахивают люди, имеющие очень косвенное отношение к психологии и ни малейшего – к психотерапии.
ТеорияПервая и вполне серьезная статья на русском языке о методе семейных расстановок по Берту Хеллингеру, опубликованная в профессиональном психологическом издании «Психотерапия» – это работа Елены Веселаго, где дается достаточно полный обзор теории метода. Правда, со множеством оговорок – мол, сам Берт Хеллингер не называет себя теоретиком, преподавателем и учителем. Он не писал монографий и статей. Все его сборники – чужие записи с его «выступлений».
«Таким образом, стройной концепции расстановок «от первоисточника» просто нет. Этим «ненаучным» подходом Берт также «заразил» многих из своих первых учеников, ныне ведущих расстановщиков мира. Большинство из них не стремится принадлежать к научному сообществу и выбирает «практиковать, а не описывать», избегая иногда даже обычной разъяснительной работы для своих клиентов» [1].Возможно потому, что в научном сообществе этим любителям «творчества, приключения, медитации» делать нечего? И разъяснить клиентам они, действующие «наобум Лазаря», просто ничего и не могут?
Еще чудесный пассаж из той же статьи: «Способность делать хорошие расстановки является «следствием» такого трудноопределимого фактора, как личная зрелость.
При этом, что такое «хорошая расстановка», тоже не определено, однозначные критерии качества не сформулированы. На расстановку часто смотрят как на искусство – хорошая работа красива. И подводить под эту красоту теоретическую базу многим совсем не хочется» [1].
Но как клиенту-то узнать, «дозрел» ли как личность человек, которому он вверяет свою психику, или еще не очень?! А «личностно незрелый» расстановщик, получается, сделает расстановку плохо? То есть легко может не помочь, а навредить?
И самый главный вопрос: красиво, медитация, приключение… Все это чудесно, но… при чем здесь психотерапия? И не жалко ли клиентам самих себя, когда они доверяют свое самое сокровенное этим творческим медитаторам, которые хотят красиво двигать фигуры и создавать иллюзию «примирения» человека с любыми трудностями и даже мерзостями его существования?
Ведь человек, по Хеллингеру – часть своей семейной системы, «никто не исключен, все принадлежат», если ты отрицаешь и пытаешься выбросить из жизни какую-то часть системы (ну, например, родного дядю со слабыми наклонностями педофила) – опасайся, что кто-то из твоих детей бессознательно будет проживать мотивы его жизни!
Звучит как бред? Вы просто не ощущаете себя частью семейной системы, что уж говорить об общечеловеческой! Вот Хеллингер ощущает (см. эпиграф) – даже Гитлера готов принять, понять и… уподобиться. Разве нет? Процитируем повторно: «Если я уважаю тебя, я уважаю и себя». Это возможно понять иначе?
Упомянув о том, что теоретик из Хеллингера никакой, Веселаго осторожно оговаривается: «Скорее, он духовный учитель…» [1].
Ну разумеется. Разумно не брезгующий материальным – духовность нынче хорошо оплачивается. Странно, почему прежние духовные учителя были такими простофилями – и Будда не брал с учеников платы за Просветление, и Иисус изгонял из человека бесов почему-то тоже даром…
Под статьей Веселаго, как и положено, приведен список литературы. Раз уж сам гуру не заботится об описании своей методики – почему бы это не сделать ученикам? Иисус тоже, как помнится, не написал ни одного Евангелия…
Итак, Свагито Либермайстер, «Корни любви». Фамилия - «родная», немецкая, имя получено от другого гуру – а именно, Ошо.
Книга повергает в глубокое недоумение с первых страниц. Сразу вспоминаются «лихие 90-е», когда полки книжных магазинов и уличные лотки были буквально завалены разнообразной эзотерической маку… извините, литературой, которую читаешь с невольной улыбкой: интересно, удастся автору обвести читателя вокруг пальца или нет?..
Судите сами, что написано в этой книге и проповедуется как эффективный метод решения личных и семейных проблем с помощью расстановок. В правом столбце – вопросы, которые вызывает это творение.


Чревовещатель
 
SHARICДата: Воскресенье, 21.01.2024, 16:47 | Сообщение # 5
Интерн
Группа: Администраторы
Сообщений: 37
Репутация: 1500
Статус: Offline
Что не так

Это не научный метод. «Морфогенетическое поле», «экстернализированное бессознательное», «замещающее восприятие» — сторонники расстановок часто используют сложные наукообразные термины, которые могут сбить с толку. На самом деле нет никаких исследований, доказывающих существование полей, через которые родственники и заместители могут обмениваться информацией. Научное сообщество раскритиковало возникшую в начале 20 века концепцию таких полей, но на нее продолжают ссылаться сторонники различных эзотерических концепций.

Клиенты расстановок иногда считают, что заместители действительно говорят и ведут себя как родственники, роли которых они исполняют. Но объяснять это стоит не морфогенетическими полями, а простыми стереотипами о людях, на которых жалуется клиент: если человек отыгрывает ушедшего из семьи отца, он будет вести себя холодно и отстраненно, а заместитель, изображающий конфликтную сестру, начнет кричать.

То, что расстановщик легко находит ответ на любой вопрос в недрах генеалогии, можно списать на эффект субъективного подтверждения. Из-за этого когнитивного искажения люди высоко оценивают точность любых общих описаний, если считают, что они созданы специально для них. Согласно теории Хеллингера, на проблемы в жизни человека влияют войны, переселения, бедность, насильственные смерти, разводы и другие негативные события в предыдущих поколениях. Учитывая исторические события и статистику, фразу «в твоем роде произошел сбой» можно примерить на каждого человека.

Сеансы системных расстановок тоже не имеют доказанной эффективности. Исследования, которые подтвердили положительное влияние системных расстановок, проводились на маленьких выборках здоровых людей и с ошибками в методологии. Единственное рандомизированное контролируемое исследование на эту тему, которое нам удалось найти, было проведено учеными из Германии в 2013 году. В течение трех дней добровольцы участвовали в расстановках, а потом через две недели и четыре месяца должны были заполнить опросник о своем психологическом состоянии.

Хотя группа участников расстановок и показала лучшие результаты, чем контрольная группа находящихся в листе ожидания, сами ученые советуют относиться к результатам исследования с осторожностью. В эксперименте приняло участие 208 добровольцев, и большинство из них ранее уже были знакомы с расстановками и относились к ним с доверием, потому и откликнулись на объявление ученых о наборе в группу. Показатели психологического состояния хоть и улучшились, но все равно были ниже, чем при регулярной психотерапии. К тому же по некоторым пунктам рост показателей не доходил до требуемых значений для того, чтобы считать их статистически значимыми.

Также авторы исследования полагают, что позитивные изменения могли быть вызваны не самими сеансами расстановок, а сопутствующими факторами — работой в группе, сплоченностью и эмпатией.

Методика строится на неэтичной концепции. В основе теории Берта Хеллингера лежат патриархальные модели семейных отношений: мужчина главнее женщины, младшие должны подчиняться старшим. Кроме того, некоторые взгляды основателя отпугнули даже последователей методики расстановок. Например, Хеллингер оправдывал инцест и возлагал вину за насилие на жертв.

Расстановки не помогают и могут даже навредить. Пока человек будет надеяться на то, что все наладится само собой благодаря устранению ошибок рода, его реальные проблемы остаются нерешенными. Это может быть опасно для психического и физического здоровья, так как сторонники расстановок предлагают лечить с их помощью даже серьезные заболевания.


Чревовещатель
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: